почему стоит работать с фрилансерами?

О бизнесе и фрилансе

Долгое время я не мог работать с фрилансерами и сам избегал удаленной работы. Мне казалось, что это крайне сложно, неудобно и невыгодно. Как же обойтись без личных встреч, собраний, совещаний и прочих фестивалей?

За последние несколько лет мое мнение поменялось кардинально. Все проблемы, возникающие при работе с фрилансерами, возникают из-за неграмотной кадровой политики, хилого менеджмента и организаторских способностей на уровне плинтуса.

Сегодняшняя статья будет крайне серьезной, ведь вменяемые материалы, которые могут помочь руководителю выстроить адекватную систему работы с удаленными сотрудниками, редки, как дерьмо мамонта.

Начнем с определений

Фрилансер – специалист, привлекающийся на проектную работу. Есть работа – труженик пидалит, нет актуальных задач – «наемник» идет кормиться к другому заказчику.

Удаленный сотрудник – вкалывает полный рабочий день на одну (в большинстве случаев) компанию, но физически не находится в офисе.

Почему стоит работать с фрилансерами:

  • В компании возникла специфическая разовая задача, повторение которой не прогнозируется.
  • Некоторые типы задач возникают регулярно, но их объема не хватает, чтобы полностью загрузить специалиста: фулл тайм, в итоге, выходит не выгодным.

Почему стоит работать с удаленными сотрудниками:

  • В вашем Мухосранске или Зажопинске просто нет таких специалистов. А те, которые есть, недостаточно квалифицированы.
  • В этой вашей Москве даже криворукий и одноглазый дизайнер не встанет с кровати меньше, чем за штуку баксов. А если встанет, то сделает все через одно место. Проще говоря: работа не стоит столько, сколько за нее хотят, да и соотношение цена-качество не адекватное.

Несколько примеров из жизни. Например, в пресловутой Москве вообще, да и в России в частности, просто отсутствует класс сильных специалистов или узкопрофильных профессионалов среднего уровня. Есть множество вчерашних студентов, готовых работать за айфон и подзатыльники. Задачи выполняют хреново, но старательно.

Есть крутые гуру маркетинга, которые требуют в оплату труда новую мазератти. Правда, их не очень много.

А вот найти кого-нибудь посередине – нереально. Как только маркетолог-сеошник или кто-нибудь-там-еще отработал годик в конторе средней руки, он начинает мнить себя суперпрофессионалом, сыпать умными англоязычными терминами и делать глаза верблюда. При этом несет такую чушь, что волосы в ушах шевелятся. Знаний – ноль, понтов – как у братка из 90х, а денег хочет – закачаешься.

В Украине ситуация прямо противоположна. Всех гуру можно пересчитать по пальцам одной руки. Вчерашние студентки-студенты работают за сало с дошираком и не отсвечивают, как будто их нет вообще. А вот грамотных SEO-шников, PPC-шников и среднего уровня маркетологов с нормальными знаниями достаточно много. При этом за работу просят сущие копейки.

Казахстан – голая степь и ветер в поле. Любой нахреначивший сайт на укозе уже мнит себя гуру маркетинга и требует аж две мазератти за какую-нибудь несусветную херню. Несколько раз присылали КП из Казахстана для оценки. Это нечто.

В общем, никогда не работайте с казахскими консалтинговыми агентствами и веб-студиями, это днище.

Фрилансеры на биржах

Иногда биржи фриланса – единственное место поиска узкопрофильных спецов. И, несмотря на то, что твориться там редкостный Адъ и Израиль, избежать походов на подобные ресурсы не удастся.

Среди кучи неадекватов и банальных раздолбаев трудно отыскать вменяемых исполнителей. Но вполне возможно, если грамотно пообщаться с кандидатами в течение пары минут. Если у вас не получается – значит нужно прокачивать навыки коммуникации и психологии. Или подключить к процессу HR’а. Если и у нее не получается – уволить нахер.

Допустим, вы нашли адекватного исполнителя. В дальнейшем, если работа не пошла – проблемы на вашей стороне.

Во-первых, максимально четко озвучивайте все условия, не ленитесь описывать детали, следите за тем, что отвечает фрилансер, скриньте переписку. На биржах, очень часто встречаются случаи мошенничества, инспирированные обеими сторонами процесса. Кидают и фрилансеры и работодатели. Поэтому народ там нервный. Если вы решите переобуться в процессе выполнения проекта, вас не поймут.

Второй важный пункт проистекает из психологии фрилансера. Обычно они подают заявки сразу на несколько проектов. Это их хлеб. Что захапал сейчас, с того и живешь. Тайм-менеджмент у них очень нехитрый, а конверсия низкая. Из 100 заявок дай бог, чтобы один процент конвертировался в реальные заказы. Поэтому приоритет всегда отдается тем заказчикам, которые готовы начать работать «с колес».

Поэтому если вы ведете переговоры по традиции вашей компании – тяните кота за яйца, не удивляйтесь, если вас отправят в пешее эротическое путешествие. Никто не будет ждать месяц, пока вы раздуплитесь. Фрилансеры работают как проститутки: «дают каждому, кто платит сразу, не отходя от станка». Упустили время – ищите нового исполнителя.
Удаленные сотрудники на полную и частичную занятость

Начнем со страхов, мешающих работодателю:

  • Я не вижу сотрудника = он нихрена не делает.

Нихрена не делает, обычно, секретарша Леночка в период менструального цикла. Или менеджер по продажам, зависающий в World of Tanks. Даже вся компания может нихрена не делать, если системы мотивации отсутствуют как класс, а единственный метод стимулирования труда: босс шарится по офису и всех злобно пинает.

Эта проблема может решиться двумя путями. Первый – установить систему мониторинга активности персонала прямо на компьютер удаленного сотрудника. Исполнители среднего уровня обычно соглашаются на такие экзерсисы, если им предложить бабок больше, чем они ожидали.

Второй, более простой – KPI (Key Performance Indicators). Сделал работу – получил бабки, не сделал – иди лесом.

  • Будет срыв сроков.

Херушки, не будет, если в пункт договора добавить, скажем, штрафные санкции. И в теплой дружеской беседе пообещать натянуть глаз на жопу за срыв дедлайна.
На этот пункт стоит обратить внимание и удаленщикам: слишком часто запуск проекта тормозится именно по вине заказчика.

Я даже подсчитать не могу, сколько раз ко мне приходили клиенты, которым нужно было что-нибудь на вчера. А потом… Неделю чешем яйца. Две недели согласовываем заглавные буквы. Месяц ищем бюджет. Два месяца отмечаем день рождения босса и новогодний корпоратив. А потом бац – прошло полгода, а проект все еще не запустился.

  • Надо обязательно встретиться вживую и поговорить.

Во времена скайпа, сотовой связи и конф-кллов все вопросы можно решить не встречаясь. Зуб даю. Еще и времени сэкономить вагон. Или вы считаете, в вашем офисе продукт будет выглядеть охуеннее? Нифига подобного.

Учитесь ценить и свое, и чужое время. Встречи отнимают деньги в первую очередь у вас самих.

Моя личная статистика свидетельствует: встречаться любят две категории граждан. Первая — свидетели Говинды, продавцы БАДов и прочих поясов из собачьей шерсти. Вторая – офисный планктон, время которого оплачено работодателем. Это те люди, которые даже принять решение о «почесать себе задницу» без высокого разрешения шефа не могут. Обе категории занимаются тем, что гнусно поедают чужое время, ведь свое они не экономят – оно и так дешевое.

Вменяемым руководителям встречаться некогда, их минуты стоят слишком дорого.

Итак, финальная часть марлезонского балета: ключевой элемент алгоритма работы с удаленными сотрудниками — доверие.

Если сотрудник не находится с вами на одной территории, ему также тяжело довериться вам, как и вам – довериться ему. Чтобы процесс рабочего коитуса прошел безболезненно, нужно это самое доверие сформировать. Сделать это можно, выполнив два простых условия.

Приблизите сотрудника, сократите дистанцию, держите контакт. Элементарно поддерживайте связь. В первое время, чем чаще вы будете общаться, тем лучше для всех. Это не значит, что нужно наяривать каждые пять минут. Для каждого типа сотрудников существуют свои временные рамки периодичности контактов. Бизнес-консультант напишет вам сам. С дизайнером или маркетологом можно созваниваться несколько раз в день. Главное – постарайтесь не отмораживаться от вопросов удаленного специалиста, просто так он вас дергать точно не будет. Если сотрудник хочет получить нужную информацию, а вы отвечаете неделю, есть нехилый шанс, что работник в ужасе свалит от вашей шараги подальше.
Подогрейте доверие деньгами. На первых порах сформируйте систему оплаты таким образом, чтобы сотрудник мог быстро сделать задачи и быстро получить деньги. Для дизайнеров или копирайтеров это может быть оплата за небольшие куски работы, скажем, раз или два в неделю. Для маркетолога – еженедельно или два раза в месяц, минимум.

Мой алгоритм работы с удаленными сотрудниками:

  1. Если у меня нет нужного специалиста – я стараюсь найти его по рекомендациям друзей или знакомых, это изначально формирует определенный уровень доверия.
  2. Я практически никогда не торгуюсь с новичками. Лучше дать небольшой объем работы и увидеть результат. Таким образом, я не рискую значительными суммами и не покупаю и кота в мешке.
  3. Я практически никогда не требую выполнения тестовых заданий. Можно посмотреть или портфолио, или, опять же оплатить небольшой объем работ, и судить уже по нему.
  4. Я не стремлюсь «сбить цену». Если услуги удаленщика нужны с непредсказуемой периодичностью, бывает очень сложно вклиниться в график его работы. Для меня важно, чтобы он быстро поменял приоритеты, выделил время и взялся за мою задачу. Чем лучше отношение к работодателю, тем выше шанс, за внезапно вынырнувшую работу возьмутся и сделают вовремя.
  5. Я стараюсь поддерживать контакт, даже когда работы для фрилансера нет. Хорошие личные отношения гарантируют быстрый отклик на внеплановые задачи.
0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *